Благодатный огонь
Схождение Благодатного огня в православии и некоторых других восточных церквях — чудо, ежегодно происходящее в субботу перед православной Пасхой в Храме Гроба Господня в Иерусалиме.
Православный и армянский патриархи в полдень входят в часовню над Гробом Господним (Кувуклию). Незадолго до них в Кувуклию вносят большую незажжённую лампаду. Патриархов запечатывают в часовне и начинается ожидание, десятки тысяч прихожан, собравшихся снаружи часовни, молятся о ниспослании огня.
Через некоторое время (от нескольких минут до нескольких часов) православный патриарх выходит со свечами, зажжёнными, как считается, чудесным образом. Огонь от этих свечей передаётся прихожанам.
Благодатный Огонь является в Иерусалиме в храме Гроба Господня уже почти две тысячи лет на Пасху, свидетельствуя о победе Спасителя над грехом и смертью. Возникает он «ниоткуда». Православный священник согласно обряду раздевается, оставаясь в одном лишь подряснике. Это делается для того, чтобы было видно: он не прячет спичек или еще чего-нибудь, способного зажечь огонь. Патриарха осматривают еврейские полицейские и обыскивают представители других конфессий. Затем патриарх входит внутрь Кувуклии — так называется небольшая часовня посреди храма Гроба Господня. Перед тем как патриарх войдет в Кувуклию, ее тоже тщательно осматривают, убеждаясь, что ничего, кроме незажженной лампады с маслом, там нет. Дверь закрывают, и наступает напряженная тишина. В пещеру не может войти никто, у входа останутся и телевизионщики. Все молятся, прося Господа даровать Благодатный Огонь. В соответствии с преданием тот день, когда Благодатный Огонь не сойдет, будет последним, наступит конец света, и сам храм будет разрушен. В разные годы томительное ожидание Огня длилось от пяти минут до нескольких часов. В прошлом году священник появился с Огнем уже через пятнадцать минут, а вот за два года до этого он пробыл в часовне три с половиной часа.
Перед Схождением храм начинают озарять яркие вспышки света, проскакивают маленькие молнии, могут зажечься лампады, а иконы начинают мироточить. Но вот на пороге появляется патриарх с Благодатным Огнем! Специальные гонцы передают Огонь во все концы храма, зажигая каждую протянутую свечу. От этого Огня зажигают лампады и отправляют их специальными авиарейсами по всему миру.
С этим чудом связано много легенд и домыслов. Посреди храма до сих пор стоит колонна, расколотая молнией. В средние века армянский патриарх подкупил охранников, решив стать свидетелем чуда в одиночку, он запретил пускать православных греков во главе с их патриархом в храм. Те остались снаружи и начали молиться. Ударила молния, расколола колонну, а Благодатный Огонь появился возле православного служителя. Это был единственный в истории случай, когда Огонь сошел за пределами храма. С тех пор никто не посягает на таинственную миссию избранного православного иерарха.
Кстати, в этом году второй раз по инициативе Центра Национальной Славы перед церемонией Схождения будет произнесена Всеправославная молитва. В Израиле, России, Греции, Сербии, Грузии, США, Японии, Узбекистане — везде, где есть православные церкви, христиане будут молиться, прося мира Иерусалиму.
О том как загорается Благодатный Огонь рассказывают сами патриархи. "Я видел, как митрополит склонился над низким входом, вошел в вертеп и повергся на колени пред Святым Гробом, на котором ничего не стояло и который был совершенно обнажен. Не прошло и минуты, как мрак озарился светом и митрополит вышел к нам с пылающим пучком свечей". Иеромонах Мелетий приводит слова архиепископа Мисаила: "Вшедше мне внутрь Святаго Гроба Господня, видевши бе на всей крышке Гробней блистает свет, подобно рассыпанному мелкому бисеру, в виде белого, голубого, алого и других цветов, который потом совокупляясь, краснел и претворялся в вещество огня... и от сего-то огня уготованные кандила и свечи возжигаются."
Первое время - 3-10 минут, загоревшийся Огонь обладает удивительными свойствами - совершенно не жжет, независимо от какой свечи и где он будет зажжен. Можно видеть, как прихожане буквально умываются этим Огнем - водят им по лицу, по рукам, черпают пригоршнями, и он не наносит никакого вреда, поначалу не опаляет даже волосы.
Благодатный Огонь является в храме уже не первое тысячелетие. Самые ранние упоминания о схождении Благодатного Огня в канун Воскресения Христова встречаются у Григория Нисского, Евсевия и Сильвии Аквитанской и датируются IV веком. В них есть описание и более ранних схождений. По свидетельству Апостолов и святых отцов, нетварный Свет осветил Гроб Господень вскоре после Воскресения Христа, что увидел один из апостолов.
В 1099 г. Иерусалим был завоеван крестоносцами, римская церковь и местные градоночальники почитая Православных за вероотступников, смело принялись попирать их права. Английский историк Стивен Рансимен приводит в своей книге повествование об этом летописца западной церкви: "Неудачно начал первый латинский патриарх Арнольд из Шоке: он приказал изгнать секты еретиков из принадлежавших им пределов в Храме Гроба Господня, затем он стал пытать православных монахов, добиваясь, где они хранят Крест и другие реликвии… Несколько месяцев спустя Арнольда сменил на престоле Даймберт из Пизы, который пошел еще дальше. Он попытался изгнать всех местных христиан, даже православных, из Храма Гроба Господня и допускать туда лишь латинян, вообще лишив остальных церковных зданий в Иерусалиме или около него… Скоро грянуло Божье возмездие: уже в 1101 г. в Великую Субботу не совершилось чуда сошествия Святого огня в Кувуклии, покуда не были приглашены для участия в этом обряде восточные христиане. Тогда король Балдуин I позаботился о возвращении местным христианам их прав…" Капеллан Иерусалимских королей-крестоносцев, Фульк, рассказывает, что когда западные поклонники (из числа крестоносцев) посетили св. град прежде взятия Кесарии, для празднования в нем св. Пасхи пришли в Иерусалим, весь город был в смятении, потому что святый огонь не являлся и верные целый день оставались в тщетных ожиданиях в храме Воскресения. Тогда, как бы по небесному внушению духовенство латинское и король со всем двором своим пошли... в храм Соломонов, недавно обращенный ими в церковь из мечети Омаровой, а между тем Греки и Сирияне, оставшиеся у св. Гроба, раздирая свои одежды, с воплями призывали благодать Божию, и тогда, наконец, сошел св. Огонь."
Но самый знаменательный случай произошел в 1579 г. Владельцами Храма Господня являются одновременно представители нескольких Христианских Церквей. Священникам армянской церкви, вопреки традиции, удалось подкупить султана Мурата Правдивого и местное градоначальство, чтобы те позволили им единолично праздновать Пасху и принимать Благодатный Огонь. По призыву армянского духовенства, со всего Ближнего Востока в Иерусалим приехало множество их единоверцев, дабы одним отметить Пасху. Православные вместе с Патриархом Софронием IV были удалены не только от кувуклии, но и вообще из Храма. Там, у входа в святыню, они и остались молиться о схождении Огня, скорбя об отлучении от Благодати. Армянский Патриарх молился около суток, однако, несмотря на его молитвенные усилия, никакого чуда не последовало. В один момент с неба ударил луч, как это обычно бывает при снизшествии Огня, и попал точно в колонну у входа, рядом с которой находился Православный патриарх. Из нее во все стороны брызнули огненные всплески и зажглась свеча у Православного Патриарха, который передал единоверцам Благодатный Огонь. Это был единственный случай в истории, когда схождение произошло за пределами Храма, фактически по молитвам Православного, а не армянского первосвященника. "Все обрадовались, а православные арабы от радости стали прыгать и кричать: "Ты еси един Бог наш, Иисус Христос, едина наша истинная вера - вера православных христиан" - пишет инок Парфений. В это же время на анфиладах построек прилегающих к храмовой площади находились турецкие солдаты. Один из них, по имени Омир (Анвар), увидев происходящее воскликнул: "Единая вера Православная, я - христианин" и спрыгнул вниз на каменные плиты с высоты около 10 метров. Однако юноша не разбился - плиты под его ногами растопились как восковые, запечатлев его следы. За принятие христианства мусульмане казнили храброго Анвара и пытались соскоблить следы, столь явно свидетельствующие о торжестве Православия, однако им это не удалось, и приходящие в Храм до сих пор могут видеть их, как и рассеченную колонну у дверей храма. Тело мученика было сожжено, однако греки собрали останки, которые до конца XIX века находились в женском монастыре Великой Панагии, источая благоухание.
Турецкое начальство весьма разгневалось на самонадеянных армян, и поначалу даже хотело казнить иерарха, но позже смиловалось и постановило ему в назидание о случившемся на Пасхальной церемонии всегда следовать за Православным патриархом и впредь не принимать непосредственного участия в получении Благодатного Огня. Хотя власть давно сменилась, обычай сохраняется до сих пор. Впрочем, это была не единственная попытка мусульман, отрицающих Страсти и Воскресение Господне, воспрепятствовать схожденияю Благодатного огня. Вот что пишет известный исламский историк ал-Бируни (IX-X вв.): "...однажды губернатор приказал заменить фитили медной проволокй, надеясь что лампады не загорятся и само чудо не произойдет. Но тогда же когда огонь сошел, медь загорелась".
Используются технологии uCoz