Религия
Ранние Формы
Христианство
  • Католичество
  • Православие
    Буддизм
  • Буддизм

      Буддизм – скорее, духовное направление, чем религия, так как понятие Бога в нем не является ни очевидным, ни необходимым. Это отношение к жизни, определяющееся стремлением к абсолюту. Это своего рода область мышления, которая так же хорошо приспосабливается к многочисленным магическим обрядам тибетского ламаизма, как и к строгому, наполненному глубоким содержанием созерцанию японского дзэна. Однако буддизм прежде всего – это учение о человеке, личности, окутанной легендой, Сиддхарта Гаутама, существование которого в период 560—480 гг. до н. э. историками серьезно не оспаривается. Он был сыном царька на границе Непала и Индии, его детство было безмятежным. Нищета и страдания людей глубоко поразили его. Чтобы понять смысл мира, он оставляет все, даже молодую жену и недавно родившегося сына, и начинает вести аскетический образ жизни, который кажется ему таким же напрасным, как и его предыдущая роскошная жизнь. В конце концов он понял, в чем заключается средний путь, истинность которого озаряет его. Именно тогда он становится Буддой, то есть «Пробужденным» – тем, кто нашел истину. Он проповедует более сорока лет, количество его учеников приумножается.
      Следовательно, буддизм – учение о человеке, который обрел абсолютную мудрость без какого-либо Божественного Откровения, путем собственного размышления. В этом плане буддизм четко отличается от христианства, учение которого тоже создано Человеком, но Богочеловеком, призванным передать Божественное Откровение. Буддизм отличается также и от ислама, пророк которого – Магомет – был человеком, избранным Богом для передачи Откровения Корана.
      На протяжении веков буддизм подвергался удивительным изменениям. Его распространение с севера Индии было очень быстрым. С III в. до н. э., до походов Александра Великого, он господствовал над всей Индией вместе с брахманизмом, от которого он происходил, и простирался до берегов Каспийского моря, где сегодня находятся Афганистан и Средняя Азия. Благодаря поддержке буддийского царя Ашоки, который правил в Индии в 273-230 гг. до н. э., миссионеры обратили в веру Цейлон (теперь Шри-Ланка). Затем он очень быстро распространился и в других странах Азии. Связь с Китаем была установлена благодаря торговле шелком. Первая буддийская община в этой стране появилась в период правления династии Хан в 67 г. н. э., однако буддизм прочно установился на севере страны лишь век спустя, а к 300 г. – и на юге, под эгидой аристократии. В 470 г. буддизм провозглашен официальной религией в северном Китае. Затем через Корею он достиг Японии. К этому же времени буддийские монахи Цейлона обратили в эту веру Бирму, а немного позднее – Индонезию.
      Распространяясь к востоку, буддизм теряет позиции на западе: достигнув Японии, он ослабевает в Индии. В Таиланде и Лаосе он заменил индуизм. В Шри-Ланке и Непале буддизм сосуществует с индуизмом. В Китае он сочетается с даосизмом и конфуцианством, а в Японии – с синтоизмом. В Индии, откуда он произошел, буддисты составляют не более 1% населения – в два раза меньше, чем христиан или сикхов.

    Учение Будды

      Соблюдение этих принципов ведет человека к освобождению от всякой привязанности, что позволяет ему достигнуть нирваны:   •все есть страдание в этом мире: рождение, старость, болезнь, смерть, союз с тем, кого не любишь, разлука с тем, что любишь, любая форма привязанности;
      •причина страдания заключается в наличии любых желаний, в том числе в желании существовать. Именно желание обрекает нас на бесконечный цикл перевоплощений;
      •прекращение страдания достигается путем освобождения от желаний;
      •чтобы достигнуть этой цели, необходимо придерживаться особой морали. Эта мораль называется «благородный восьмеричный путь»: наше понимание, наши намерения, наша речь, наше поведение, наша жизнь, наши усилия, наши отношения, наше духовное сосредоточение (медитация) — все это должно свидетельствовать о полной чистоте и праведности.
      Буддизм никогда не определял, в чем заключается нирвана. Это слово санскритского происхождения имеет приблизительный смысл угасания, но понятие, которое оно воплощает, не уточнено: известно, что речь идет о забытье или высшем блаженстве. Единственным намерением буддизма является достижение нирваны путем соблюдения морали.
      Учение Будды не стремится решать вопрос судьбы человека или происхождения мира. Оно чисто утилитарно, и все то, что бесполезно для нашего спасения, его не интересует.
      Следовательно, буддизм – это прежде всего техника, позволяющая овладеть чувствами и воображением, телом и духом. Цель его – осознать иллюзорный характер мира, чтобы легче освободиться от него. Для этого необходимо соблюдать восемь предписаний «священного пути», которые сами по себе являются техникой:
      •необходимо верить в четыре истины, чтобы не отклониться от пути, начертанного Буддой;
      •необходимо овладеть своей волей, чтобы подавить любое желание чувств или духа;
      •необходимо, чтобы наша речь содействовала освобождению. Надо говорить правду, быть миротворцами и избегать бесполезной болтовни;
      •требуется нравственное поведение, согласующееся с освобождением. Убийство, воровство и прелюбодеяние строго запрещены;
      •наш образ жизни должен свидетельствовать о бескорыстии. Монах не выпрашивает еду, он получает ее от тех, кто ему предлагает, чтобы тоже приблизиться к освобождению;
      •наши усилия должны устремляться к добру и удалять нас от зла;
      •наши отношения не должны идти на поводу наших побуждений и желаний;
      •наша медитация – достижение и венец предшествующего поведения.
      Медитация сама по себе – техника, известная под названием «йога». Речь идет об овладении своим телом и дыханием, чтобы способствовать духовной концентрации; при этом тело неотделимо от духа. Позы йоги позволяют избежать любого мышечного сокращения, что дает возможность наилучшим образом освободить дух. Следует, однако, отметить, что буддийская медитация не заключается в том, чтобы интенсивно размышлять о какой-нибудь проблеме, а состоит в том, чтобы освободить разум от всего бесполезного, которое его загромождает, то есть от мысли. Поэтому окружение, в котором совершается медитация, всегда чрезвычайно строго: становятся лицом к стене, или устремляют взгляд на небо, просвечивающее в отверстии потолка, или же концентрируют свое внимание на небольшом количестве воды налитой в чашу. Эффективность этой техники достигает максимального значения лишь в общине монахов, которая обеспечивает условия для индивидуальных усилий. Поэтому Будда никогда не обращался к широким слоям населения, а лишь к ограниченному количеству учеников. По отношению к женщинам буддизм не слишком мягок, так как они являются одной из причин существования привязанности к этому миру и, следовательно, причиной перевоплощения. Лишь с сожалением Будда согласился, что они могут стать монахинями, но только со статусом второй зоны.
      Что касается мирян, Будда предписывает им помогать общинам монахов. Если миряне будут милосердными, они смогут перевоплотиться в монахов в будущей жизни – иначе они не могут надеяться на спасение. Иначе говоря, практика буддизма остается ограниченной и опосредованной и полностью реализуется лишь в монашестве. Для подавляющего большинства буддийского населения, которое не вступает в монастырь, культ заключается в наилучшем соблюдении морали, участии в праздниках и содействии монахам путем приношений. Регулируемая таким образом жизнь позволяет этим людям надеяться в будущей жизни стать монахами и получить освобождение.
      Как видим, буддизм сохраняет от брахманизма и индуизма веру в перевоплощение: после смерти существа обретут жизнь в другом теле в зависимости от достоинства их деяний. Однако буддизм отличается от этих индийских религий полным отсутствием ссылки на какого-либо бога: нет ни культа, ни догматов, а сам Будда не является ни пророком, ни спасителем. Это человек, который смог самостоятельно найти объяснение жизни и способ достижения нирваны. Буддизм может, с определенной точки зрения, рассматриваться как еретическое направление, возникшее из индийских религий, или же как атеистическая философия. Его пессимистическая доктрина в конечном итоге была отброшена индийцами – возможно, потому что она не удовлетворяла их настойчивой духовной потребности.

    Различные формы буддизма

      По своему географическому происхождению, а также по тому, что в нем существует теория перевоплощения, буддизм примыкает к брахманской культуре Индии. Однако индийцы, глубоко религиозные и привыкшие жить в настоящих джунглях божеств, выдержали буддийскую доктрину не более нескольких веков, – доктрину, которая легко обходится без богов и слишком часто находит удовольствие в отказе от существования, что плохо сочетается с безудержной жизненной силой индийцев.
      Первоначальная форма буддизма, суровая и элитарная, еще существует в Шри-Ланке, Таиланде, Камбодже и Бирме. Она называется «тхеравада», что означает «школа старой мудрости». Известно еще одно название этого направления – хинаяна («Малая колесница»)   С начала христианской эры появилась более широкая и более гуманистическая трактовка буддизма, которая дополняет писаную традицию устными наставлениями, переданными Буддой своим самым верным ученикам – это «Большая колесница», или махаяна.
      Буддизм «Тхеравада»- Это первоначальный буддизм во всей своей строгости и чистоте. Согласно его предписаниям, только монахи и, при наличии духовного покровительства, монахини могут надеяться, благодаря своей отрешенной жизни, на достижение достигнуть нирваны. Вот почему монахи так многочисленны в тех странах, где практикуется тхеравада. Что касается других, то они должны ждать доступа к нирване до ближайшего перевоплощения, стремясь к тому, чтобы их заслуги позволили им возродиться в облике монаха.
      Культ дзэн Именно в монастырях буддизм дзэн практикуется в наиболее чистом виде. Таких монастырей в Японии насчитывается около 60. Обычно они размещены в тихих горных уголках или среди лесов. Они примыкают к двум различным школам: самая значительная – школа Ринзай, более динамичная; другая школа – школа Сото, более статичная. В каждой школе цель дзэн – достигнуть озарения, которое познал сам Будда. Эта цель достигается через практику дзэн, что неточно переводят как «размышление», так как речь идет не о том, чтобы думать, а чтобы освободить свой разум.
      Тантрический буддизм- Называемый также «ваджраяна», или «Алмазная колесница», тантрический буддизм часто ассоциируется с разновидностью индуизма, основанной на поклонении женского проявления божества, «шакти», которое символизирует космическую энергию.
      Возможно, это одна из причин его распространения в Тибете, общественная система которого – матриархат, допускающий даже полиандрию (многомужество). Тантризм иногда примыкает также к буддизму махаяна, так как тот допускает существование бодхисаттв. Однако тантризм обладает и оригинальными чертами, позволяющими выделить его в особое направление в буддизме.
      Это прежде всего изотерическая система, то есть тайное учение, к которому верующего приобщают духовные наставники. Оно основано на соблюдении ритуалов (различных и весьма сложных), которые могут обеспечить мгновенный доступ, быстрый, как молния «ваджра», к освобождению нирваны. Среди этих ритуалов наиболее известный – многократное повторение священных фраз – мантр. Тексты мантр содержатся в знаменитых молитвенных мельницах. Использование йоги, различных способов магии является частью тантрических обрядов, в которых значительное место занимает символизм форм и цвета.
      Контактируя с анимистскими религиями Тибета, с культом «бонпо», буддизм обрел особую форму – ламаизм. Речь идет о теократической или, скорее, клерикальной организации общества, где монахи (ламы) обладают и мирской, и духовной властью.
      В историческом плане различают два больших направления: «красношапочники», которое допускает брак лам, и, как реакция на некоторое примиренчество, «желтошапочники» («гелугпа» – «те, кто придерживается метода добродетели»). «Желтошапочниками» руководит Далай-лама («лама-океан»), эмигрировавший в 1959 г. после китайской оккупации. Панчен-лама («лама-жемчужина») руководит «красношапочниками», которые находятся в меньшинстве.

    Жизнь Будды

      Основатель буддизма – Будда («Просветленный»). При рождении Будда получил имя Сиддхартха, а имя его клана или семьи – Гаутама. Биография Сиддхартхи Гаутамы известна только в изложении его последователей. Эти традиционные изложения, вначале передававшиеся изустно, были записаны лишь через несколько столетий после его смерти. Самые знаменитые сказания о жизни Будды входят в сборник Джатака, составленный около 2 в. до н.э. на языке пали (одном из наиболее древних среднеиндийских языков).
      Сиддхартха родился в Капилавасту, в южной части нынешнего Непала, примерно в 6 в. до н.э. Его отец Шуддходхана, глава знатного клана Шакьев, принадлежал к касте воинов. Согласно преданиям, при рождении ребенка его родителям было предсказано, что он станет либо великим Правителем, либо Учителем Вселенной. Отец, твердо решивший, что сын должен быть его наследником, принял все меры к тому, чтобы сын не видел ни знамений, ни страданий мира. В результате Сиддхартха провел юные годы в роскоши, как и подобало богатому молодому человеку. Он женился на двоюродной сестре Яшодхаре, завоевав ее в состязании на ловкость и силу (сваямвара), в котором посрамил всех прочих участников. Будучи человеком, склонным к размышлениям, он вскоре устал от праздной жизни и обратился к религии. В возрасте 29 лет, вопреки стараниям отца, он все же увидел четыре знамения, которым предстояло определить его судьбу. Впервые в жизни он увидел старость (дряхлого старика), затем болезнь (человека, изнуренного болезнью), смерть (мертвое тело) и истинную безмятежность (бродячего нищенствующего монаха). В действительности увиденные Сиддхартхой люди были богами, принявшими такой вид для того, чтобы помочь Сиддхартхе стать Буддой. Сиддхартха был поначалу весьма опечален, но вскоре понял, что три первые знамения указывают на постоянное присутствие страдания в мире. Страдание показалось ему тем более ужасным, что, согласно верованиям того времени, человек после смерти был обречен на все новые рождения. Следовательно, страданию не было конца, оно было вечным. В четвертом знамении, в безмятежной внутренней радости нищенствующего монаха, Сиддхартха прозрел свою будущую судьбу.
      Даже счастливая весть о рождении сына не обрадовала его, и однажды ночью он покинул дворец и ускакал на своем верном коне Кантхаке. Сиддхартха снял дорогие одежды, переоделся в монашеское платье и вскоре поселился отшельником в лесу. Затем он присоединился к пяти аскетам в надежде, что умерщвление плоти приведет его к прозрению и покою. После шести лет строжайшей аскезы, так и не приблизившись к цели, Сиддхартха расстался с аскетами и начал вести более умеренный образ жизни.
      Однажды Сиддхартха Гаутама, которому было уже тридцать пять лет, уселся под большим деревом бо (род смоковницы) вблизи городка Гайя в восточной Индии и дал обет, что не сдвинется с места, пока не разрешит загадку страдания. Сорок девять дней он сидел под деревом. Дружественные боги и духи бежали от него, когда приблизился искуситель Мара, буддийский дьявол. День за днем Сиддхартха противостоял разнообразным искушениям. Мара призвал своих демонов и напустил на медитирующего Гаутаму смерч, наводнение и землетрясение. Он велел своим дочерям – Желанию, Наслаждению и Страсти – соблазнить Гаутаму эротическими танцами. Когда Мара потребовал, чтобы Сиддхартха представил доказательства своей доброты и милосердия, Гаутама коснулся рукой земли, и земля изрекла: «Я его свидетельница».
      В конце концов Мара и его демоны бежали, и утром на 49-й день Сиддхартха Гаутама познал истину, разрешил загадку страдания и понял, что должен делать человек для его преодоления. Полностью просветленный, он достиг предельной отрешенности от мира (нирваны), которая означает прекращение страданий.
      Еще 49 дней провел он в медитации под деревом, а затем отправился в Олений парк близ Бенареса, где нашел пятерых аскетов, с которыми жил в лесу. Им Будда и прочитал свою первую проповедь. Вскоре Будда приобрел множество последователей, самым любимым из которых был его двоюродный брат Ананда, и организовал общину (сангху), по сути, монашеский орден (бхикху – «нищие»). Посвященных последователей Будда наставлял в освобождении от страданий и достижении нирваны, а мирян – в нравственном образе жизни. Будда много путешествовал, на короткое время вернулся домой, чтобы обратить собственную семью и придворных. Со временем его стали называть Бхагаван («Господин»), Татхагатха («Так пришедший» или «Так ушедший») и Шакьямуни («Мудрец из рода Шакьев»).
      Существует предание, что Дэвадатта, двоюродный брат Будды, задумав из ревности убить Будду, выпустил бешеного слона на тропу, по которой тот должен был пройти. Будда кротостью остановил слона, который пал перед ним на колени. На 80-м году жизни Будда не отказался от свинины, которой угостил его мирянин Чанда-кузнец, и вскоре умер.
      Буддизму удается довольно полно удовлетворять духовные запросы своих учеников, он никогда не был способен дать интеллектуально исчерпывающий ответ относительно человеческой природы или смысла нашего существования на Земле. Буддизм остается философией, то есть учением, восхваляющим мораль, однако он не лишен догматов, так как вера в последовательное перевоплощение не относится к области рационального.

    Используются технологии uCoz