Религия
Ранние Формы
Христианство
  • Католичество
  • Православие
    Буддизм
  • Католичество

      Одно из основных направлений в христианстве, наряду с православием и протестантизмом (от греч. katholikos - "всеобщий", "вселенский"). Как самостоятельное вероучение и церковная организация католицизм окончательно оформился после разделения Западной и Восточной Церквей в 1054 году.
      Источником вероучения в католицизме является не только Священное Писание (Библия), но и Священное Предание, которое в отличие от православия включает в себя постановления Вселенских Соборов Римско-Католической Церкви и суждения пап. Характерными положениями католического вероучения является догмат об исхождении Святого Духа не только от Бога Отца, но и от Бога Сына (Иисуса Христа), что выражается добавлением к Символу веры слова Filioque (лат. "и от Сына"), особое почитание Божией Матери и признание догматов о Ее Непорочном Зачатии и телесном вознесени, а также догмат о чистилище - промежуточной инстанции между раем и адом, где души грешников, не получившие прощения в земной жизни, но не отягощенные при этом смертными грехами, пребывают в очищающем огне. Католицизму присущи широкое почитание реликвий, культ мучеников, святых и блаженных. Основой католического богословия является томизм - учение Фомы Аквинского (1225-1274 гг.), которое постоянно развивается и модифицируется применительно к современным условиям.
      Наиболее примечательными особенностями католической церкви, которые не всегда сохранились в других церквях, являются сама концепция о природе церкви, место традиции и догм, таинства и иерархическая структура. Проведя краткий обзор этих особенностей, мы убедимся, что католической церкви удается сочетать высокую степень внутренней интеллектуальной согласованности со сравнительно высокой приспособляемостью к различным культурам.
      Для католиков обещание Иисуса Христа о том, что он останется присутствовать в Своей Церкви, является реальностью: Святой Дух, сошедший на апостолов в день Пятидесятницы, действительно присутствует в лоне церкви, также как Сам Иисус присутствует в евхаристии. Характер этого присутствия, очевидно, недоступен для нашего понимания, однако оно не становится от этого менее реальным. Лишь символические образы могут помочь понять этот факт: говорят, что церковь есть Мистическое Тело, или Невеста Христова, чтобы подчеркнуть тесный и нерушимый характер этого союза.Таким образом, церковь является Божественным творением, однако формируется она людьми, первого человека из которых Сам Иисус Христос символически назвал Петром (по-гречески — «камень»). Отсюда следует, что церковь является святой, однако люди, которые ее составляют или руководят ею, остаются людьми, подверженными всем человеческим слабостям и недостаткам. Поэтому можно различать видимую церковь — человеческое сообщество всех крещеных, которое незаметно направляется Святым Духом, и невидимую Церковь – совокупность всех, живых и умерших, кому Бог дал веру, т. е. всех, кто в меру своих сил и понимания старается следовать учению Господа. По самой ее природе мы не можем знать, кто входит в нее. Другими словами, это означает, что вне невидимой Церкви нет блаженства, так как оно может идти только от Бога. Такое отношение не является какой-то гордыней со стороны католиков, поскольку быть крещеным – или даже священником, епископом, папой – еще совершенно не значит быть частью этой Церкви.
      Поскольку церковь образована людьми свободными и, следовательно, способными ошибаться, нет ничего удивительного в том, что в ее лоне возникли различные интерпретации явленного ей учения (иногда взаимно противоречивые или ошибочные).
      Таким образом, одной ссылки на Библию недостаточно для того, чтобы быть по-настоящему уверенным в истине. Чтобы не полагаться в этом вопросе на случайность, католическая церковь – быть может, направляемая в этом Святым Духом – разработала оригинальную систему для предотвращения ошибок. Эта система состоит в том, чтобы торжественным образом придавать официальный статус приобретенным верованиям, которые называются догматами, а затем объединять их в упорядоченную совокупность, которую церковь называет «преданием» и которую она принимает во всей полноте. Это предание, в свою очередь, может служить основой для дальнейших духовных поисков.
      Такой процесс был отвергнут протестантизмом по причинам, носящим исторический характер: неспособность католической церкви XVI в. достаточно быстро реформироваться самостоятельно заставила христиан – сторонников реформации – отделиться от нее и одновременно отвергнуть учение этой церкви, которую они считали погрязшей во грехе. Они решили, что церковь не должна ничего привносить и что лучше дать каждому свободу по-своему интерпретировать Священное Писание, которое для них является единственным носителем Божественного Откровения. Естественно, принятие некоторого догмата требует очень большой осторожности: даже «всесторонне проверенное» вероутверждение становится догматом лишь после «созревания», которое может длиться столетия. По самой своей сути эти догматы касаются только важных вопросов. Об аутентичности видений и мистических явлений предоставляется судить каждому; это относится и к таким вопросам, как рождение человечества от Адама и Евы, что может быть интерпретировано символическим образом.
      Несмотря на осторожность, проявляемую католической церковью при определении своих догматов, сама идея все время объявлять новые догматы часто вызывает раздражение у христиан других деноминаций. Протестанты и православные считают, что нельзя ничего добавить к учению Священного Писания, дополненного, правда, тем, что можно было бы назвать догматами, выработанными первыми Соборами церкви. Эти деноминации считают невозможным объявлять Божественную Истину, которая, очевидно, недоступна людям, в том числе епископам и папе. На это католическая церковь могла бы ответить, что ничто не может помешать ей выражать собственные убеждения. Однако она делает акцент на одном моменте, который обычно остается плохо понятым: догматы служат не для того, чтобы пытаться объяснить в деталях Истину, принадлежащую лишь Богу, – они ограничиваются тем, что отвергают интерпретации, признанные ложными.
      Так, догмат Боговоплощения, который признают все христиане, утверждает, что Бог стал Человеком в лице Иисуса Христа. При этом остается совершенно неясным, как именно это стало возможным, как Бог может стать Человеком. Однако этот догмат отрицает то, что Иисус был таким же Человеком, как другие: Он лишь имел видимость Человека.
      Вполне естественно, что именно догматы, принятые сравнительно недавно, вызвали наибольшую неприязнь у христиан-некатоликов. Три последних догмата – это догмат Непорочного Зачатия, провозглашенный в 1854 г. папой Пием IX, догмат о непогрешимости папы, провозглашенный тем же папой в 1870 г. на Первом Ватиканском соборе, и догмат вознесения Девы Марии, провозглашенный в 1950 г. папой Пием XII. Протестанты и православные, по всей видимости, восприняли как провокацию провозглашение догмата папской непогрешимости. Однако речь здесь совершенно не идет о том, чтобы делать из папы сверхчеловека, который говорит безусловную истину, это немедленно вызвало бы соблазнительные предложения со стороны метеорологических служб; это означает лишь, что консенсус церкви по тому или иному доктринальному вопросу может считаться окончательно достигнутым лишь тогда, когда папа, являющий собой единство католической церкви, торжественно его провозгласит. Подобное провозглашение не результат, автократического решения папы, а завершение долгого процесса вызревания в недрах церкви и обычно ратифицируется Собором. Так, сама догма о непогрешимости папы была предметом голосования на Соборе 1870 г.
      Тем не менее можно полагать, что после Второго Ватиканского Собора процедура торжественного провозглашения догмата будет применяться лишь в исключительных случаях. Верования католической церкви уже были подвергнуты всем возможным испытаниям за минувшие 2000 лет, так что догматические проблемы должны сейчас уступить место усилиям по углублению христианской жизни в различных культурных контекстах.
      Эта духовная жизнь в значительной степени основывается на таинствах. Понятие таинства составляет особенность христианства, однако у протестантов оно является менее значимым.
      У католиков как и у православных насчитывается семь таинств: крещение, конфирмация, евхаристия, брак, священство, покаяние, соборование. Всякое таинство включает в себя дар, милость Божью и внешне конкретизируется знаком, жестами или определенными словами. Имеется очевидная и преднамеренная параллель между воплощением Бога в Иисусе Христе и проявлением Бога в видимом знаке. Это понимание таинства станет яснее при более внимательном рассмотрении.
      Крещение есть таинство вступления в церковь. В экстренных случаях, например при опасности смерти ребенка, его может проводить любой католик. Церковь признает даже законность «мысленного крещения» для человека, если он находится в смертельной опасности. Видимый знак крещения заключается в том, что на лоб подвергающегося крещению наносится немного воды и произносятся слова: «Я крещу тебя во имя Отца, Сына и Святого Духа». Когда крещение проводится священником в церкви, что является нормальной ситуацией, обряд становится более полным: немного соли на язык символизирует то, что христианин является «солью земли», способной придать вкус существованию; капля освященного елея на лоб напоминает о помазании на царство и о помазании Христа и символизирует также масло, которым намазываются борцы перед схваткой; зажженная свеча в руке символизирует свет, который христианин должен нести в мир, и, наконец, два свидетеля – крестный отец и крестная мать – представляют общину, которая принимает новокрещеного и заботится о его образовании. Крещение может производиться сразу после рождения (крещение младенцев).
      Конфирмация есть таинство вступления в сознательную жизнь; проходящий конфирмацию получает дар Святого Духа. Это таинство совершается епископом, который произносит ритуальные слова, наносит освященным елеем знак креста на лоб проходящего конфирмацию и прикладывает руку к его щеке, как бы желая ему удачи. Католики считают, что конфирмация по самой своей сути требует определенной зрелости от того, кто ее проходит. Она обычно проводится в конце детства, после первого причастия, в возрасте около 10 лет.
      Евхаристия для католиков есть нечто гораздо большее, чем просто воспоминание о последней трапезе Христа со Своими апостолами, – это воссоздание трапезы и участие в беспримертной жертве Иисуса Христа. Только священник имеет право произносить слова для освящения хлеба и вина, сказанные Иисусом Христом: «Примите, ядите; сие есть Тело Мое... пейте... все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов». Эти слова вызывают «пресуществление» (изменение состава, субстанции), то есть реальное присутствие Иисуса Христа в хлебе и вине, которые становятся духовной пищей верующего. После освящения священник разделяет хлеб (обычно просфору из муки без дрожжей), съедает часть и выпивает из чаши немного освященного вина. Получить эту пищу – значит причаститься, т. е. соединиться и даже стать частью Христа. Верующие обычно получают только просфору, хотя иногда практикуется причастие двумя составляющими – хлебом и вином. С начала XX века момент первого причастия был смещен в сторону более раннего возраста – (около 7 лет), по крайней мере для детей, способных понять его смысл. Зато была учреждена процедура посвящения в веру – новое название для торжественного причастия.
      Брак есть таинство, которое совершается супругами. Священник, который благословляет брачный союз, в некотором смысле свидетель их готовности соединиться перед лицом Господа. Брак является нерушимым, если не было формальных нарушений, например согласия под принуждением, невозможность вступать в брак и т. д. В этих конкретных, исключительных случаях брак может быть расторгнут после рассмотрения дела судом «Рота Романа» в Ватикане. Этот процесс может продолжаться несколько лет и сопровождаться уплатой заинтересованными сторонами сбора, за исключением случаев, когда они не располагают средствами для этого. Брак, разумеется, может быть освящен католической церковью только тогда, когда хотя бы один из брачующихся является католиком. В этом случае оба супруга должны принять как долг совести обязательство воспитывать детей в духе католической традиции. Во Франции церковный брак может быть заключен только после заключения гражданского брака. Требования религиозного характера, накладываемые церковью, иногда удивляют молодых людей, которые видят в таинстве брака лишь красивую традиционную церемонию. Однако серьезность принимаемых обязательств связана именно с тем, что брак – это таинство, требующее благословения Божьего.
      Священство, которое доступно только мужчинам, имеет три ступени: дьяконат, пресвитериат и епископат. Чтобы получить таинство священства, нужно ощутить сверхъестественный призыв Бога, чувствовать в этом свое призвание, иметь соответствующее образование и моральные качества и быть рукоположенным епископом.
      Епископат является вершиной священства. Лишь священник может стать епископом, чего не требовалось в первые периоды существования церкви. Только епископ наделен полномочиями посвящать в сан других епископов, причем при этой торжественной процедуре ему ассистируют три других епископа. Епископы выбираются папой, который выдает специальный мандат, разрешающий проводить посвящение в епископы.
      Покаяние, называемое также таинством прощения, есть осуществление способности, данной Иисусом Христом своим апостолам прощать проступки, то есть грехи, верующих. Такое прощение может быть получено в ходе исповеди, проводимой по меньшей мере раз в год – на Пасху. Недавно была введена практика упрощенной и ускоренной исповеди – покаянной церемонии (возможно, для преодоления неприятных сторон этого таинства). Такая практика не позволяет верующему извлечь пользу из духовных наставлений священника.
      Прощение грехов происходит не автоматически и может быть дано, только если кающийся искренне сожалеет о своих проступках и берет обязательство в меру своих возможностей избегать повторения их в будущем. Само собой разумеется, человеческие слабости делают эти обязательства весьма ненадежными. Священник во время исповеди выполняет три функции: он оценивает духовное состояние верующего в ходе диалога, он прощает грехи во имя Иисуса Христа, накладывает епитимью, которая сводится к прочтению молитвы, но иногда заключается в исправлении причиненного другому зла, в посте, раздаче милостыни и т. п.
      Во время исповеди священник естественным образом играет роль советчика, духовного руководителя. Поскольку грех есть преднамеренное нарушение Божественного Закона, священник не имеет права объявлять грехом то, что не имеет отношения к вере или нравам, например политический или профессиональный выбор. Тайна исповеди является абсолютной.
      Соборование предназначено для принесения физического и духовного облегчения больным. Его рекомендуется проводить в случае серьезного заболевания, причем так, чтобы больной мог принять его, находясь в полном сознании. Соборование производится так часто, как это необходимо, но только один раз для данной болезни. Оно осуществляется священником, который произносит ритуальные молитвы и производит помазание освященным елеем. Результатом соборования является прежде всего полное духовное очищение, которое дает верующему душевный покой, способный улучшить его психосоматическое состояние. Католики полагают, что в некоторых случаях оно может привести и к чисто физическому исцелению, ибо милость Божья не ограничивается только духовной жизнью.
      Итак, таинства сопровождают христианина на протяжении всей его жизни, начиная от вступления в церковь при крещении и кончая переходом к Вечной Жизни. Наиболее важным таинством христианской жизни является евхаристия, представляющая собой в буквальном смысле духовную пищу, к которой можно прибегать ежедневно.
      По воле Иисуса Христа, создавшего таинства, они заключают в себе дар, милость Божью, характер которой необъясним. Священники и епископы, благодаря полученной ими благодати священства, обладают особой способностью преподавать таинства благодатной жизни. В этом заключается основной смысл существования священства и, значит, всей иерархической структуры церкви.
      Католицизм является доминирующей конфессией в Италии, Испании, Португалии, Франции, Бельгии, Австрии, на Филиппинах и в латиноамериканских странах, и преобладающей в Польше, Венгрии, Чехии и Словакии. Последователи католицизма имеются в Германии (около 45% населения), в странах Балтии (главным образом в Литве и частично в Латвии), а также в западных областях Белоруссии и Украины.
      Богослужения в католицизме отличаются торжественными формами их проведения. На протяжении многих столетий богослужебным языком являлся латинский, и только на II Ватиканском Соборе (1962-1965 гг.) было принято постановление о проведении богослужений на национальных языках.

    Используются технологии uCoz