Религия
Ранние Формы
Христианство
  • Католичество
  • Православие
    Буддизм
  • Православие

      Одно из направлений христианства, окончательно обособившееся и организационно оформившееся в XI в в результате разделения Церквей (1054 г.).
      Православие сложилось на территории Византийской империи и служило идеологической опорой императорской власти. Оно не имело и единого церковного центра, поскольку с самого начала своего формирования церковная власть в Византии была сосредоточена в руках четырех Патриархов: Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского. Причем Патриарх Константинопольский, хотя и именовался вселенским, являлся всего лишь первым среди равных. По мере распада Византийской империи каждый из упомянутых Патриархов стал возглавлять самостоятельную (автокефальную) поместную Православную Церковь. Впоследствии автокефальные и автономные Православные Церкви возникли и в других странах - главным образом на Ближнем Востоке и в Восточной Европе.
    Основу православного вероисповедания составляют Священное Писание (Библия) и Священное предание (решения первых семи Вселенских Соборов и труды Отцов Церкви II - VIII вв.). Основные принципы православия как вероисповедной системы изложены в 12 пунктах (членах) символа веры, принятого на первых двух Вселенских Соборах в Никее (325 г.) и Константинополе (381 г.).
      Важнейшими постулатами православного вероучения являются догматы: триединства Бога, Боговоплощения, Искупления, Воскресения и Вознесения Иисуса Христа. Формально считается, что догматы не подлежат изменению и уточнению не только по содержанию, но и по форме.
      Для православия характерен сложный, детально разработанный культ. Богослужения в православии намного более продолжительны, чем в других христианских конфессиях, и включают в себя множество обрядов. Основным богослужением является Литургия. Важная роль отводится праздникам, главным из которых (согласно общехристианской традиции) является Воскресение Христово (Пасха).
    Духовенство в православии делится на "белое" (женатые приходские священники) и "черное" (монашествующие, дающие обет безбрачия). Имеются мужские и женские монастыри. Церковная иерархия (епископат) формируется только из представителей "черного" духовенства. Высшим епископским саном является патриарх.
    В настоящее время большинство Православных Церквей (за исключением Иерусалимской, Русской, Сербской и Грузинской Церкви) пользуются в богослужебной практике новым стилем (григорианским календарем), но дату Пасхи определяют по старому юлианскому календарю.
      При общности вероучения и обрядности каждая поместная православная Церковь (как автокефальная, так и автономная) имеет свою специфику не только конфессионального, но и этнического характера.
      В настоящее время в православии насчитывается 15 автокефальных (Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, Чехословацкая, Американская) и 4 автономных Церкви (Синайская, Финляндская, Критская и Японская).

    Догматы

      Для всех христиан церковь едина и универсальна: она есть Тело Христово. Однако православные считают, что поскольку церковь не ограничена ни во времени, ни в пространстве и является предложенной людям новой жизнью с Христом и во Христе, то организационная структура церкви представляет лишь относительный интерес. Понятие главы церкви – викария Христа, как говорят католики про папу, – является шокирующим, поскольку Христос реально присутствует и живет в Своей Церкви.
      Нет никакой необходимостии в формальном провозглашении новых догматов. Всякая запись на человеческом языке может быть неправильно истолкована. Лишь помощь Святого Духа позволяет прочесть Священное Писание с абсолютной ясностью. Кроме того, в начальный период существования церкви никаких догматов не было. Лишь несовершенство человеческой природы заставляет хотя бы в минимальной степени интеллектуально структурировать веру. Все существенное для этого было выражено в символе веры Никейского Собора 325 г. и богословских определениях семи Вселенских Соборов, последний из которых также проходил в Никее в 787 г.
      В Символе веры, принятом на Никейском и Константинопольском Вселенских соборах, эти основы вероучения сформулированы в 12 частях или членах:
      «Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век: Света, от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенная единосущна Отцу. Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплатившегося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечщася. Распятого же за ны при Понтийскем Пилате, и страдавша и погребенна. И воскресшего в третий день, по Писанием. И восшедшаго на небеса и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судите живым и мертвым. Его же царствию не будет конца. И в Духе Святого Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном с поклоняема и сславима, глаголавшаго пророки. Во Едину святую, соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых и жизни будащаго века. Аминь.»
      В первом члене говориться о Боге как творце мира – первой ипостаси Святой Троицы.
    Во втором – о вере в Сына Божия единородного – Иисуса Христа.
    Третий – это догмат боговоплощения, согласно которому Иисус Христос, оставаясь Богом, вместе с тем стал человеком, родившись от девы Марии.
    Четвертый член Символа веры – о страдании и смерти Иисуса Христа. Это догмат искупления.
      Пятый – о воскресении Иисуса Христа.
      В шестом говорится о телесном вознесении Иисуса Христа. на небо.
      В седьмом – о втором, грядущем приществии Иисуса Христа на землю.
      Восьмой член Символа веры – о вере в Духа Святого.
      В девятом – об отношении к церкви.
      В десятом – о таинстве Крещения.
      В одинадцатом – о будущем всеобщем воскресении мертвых.
      В двенадцатом члене – о жизни вечной.
      Православие старается не столько убедить, сколько очаровать и успокоить. Его иерархия прежде всего занимается исполнением религиозных священнодействий и совершением таинств. Священники значительно охотнее посвящают себя литургии и молитве, чем деятельности в миру. Православный верующий охотно принимает мистическое и стремится, скорее, уйти от мира, чем жить в нем.
      Жизнь церкви проходит вне времени; религиозные службы, в особенности во время больших праздников, длинны и сложны и апеллируют больше к чувству и воображению, чем к разуму: в конце концов верующий забывает, где он находится – на Земле или на небе.
    В своей литургической жизни православные уделяют особое внимание почитанию Божьей Матери, совершению семи таинств и поклонению иконам и святым мощам. Православная духовность воспринимает «предание» как верность Иисусу Христу и любовь к своей церкви, чем как интеллектуальное размышление над священными текстами. В этом чувственном поиске Божественного первостепенное место занимает икона. Она, конечно, не является идолом – это лишь средство сконцентрировать духовное внимание на тайне Воплощения: то, что Бог сделался Человеком в лице Иисуса Христа, находит свою параллель в образе (иконе), созданном иконописцем.
      Православные и католики разделяли в точности одни и те же верования в течение тысячелетия, и после своего разделения ни те ни другие не считают, что им удалось добавить что-либо существенное к учению Иисуса Христа. Позиции обеих церквей не были бы столь непримиримыми, если бы не вопрос о власти папы, который неприемлем для православных. Согласно выдающемуся православному богослову протоиерею Сергию Булгакову, существование автономных патриархатов позволяет легче приспосабливаться к действительности, чем римская централизация, подавляющая потенциал развития. Впоследствии Второй Ватиканский Собор доказал, что этой опасности можно с Божьей помощью избежать. Кстати, сразу после этого Собора, в декабре 1965 г., по инициативе патриарха Константинопольского Афинагора I состоялась историческая встреча с папой Павлом VI, в результате которой были отменены прежние взаимные анафематствования этих двух церквей.
      Тем не менее, несмотря на важность этого исторического «примирения», оно не полностью развеяло инстинктивное недоверие православных к «папизму». Зато это чувство сближает православных с протестантами – в результате православная церковь уверенно чувствует себя во Всемирном Совете церквей, образованном в основном протестантами, в то время как католики имеют в нем лишь статус наблюдателей. При этом доктринальные разногласия православных и протестантов довольно значительны: православных огорчает невнимание протестантов к Деве Марии, которая, согласившись носить Богомладенца в своем лоне, сделала возможным спасение человечества; им непонятна также простота протестантских храмов, так как для православных церковь есть отражение великолепия Царства Божьего.
      Как и во многих других религиях, в православии возникали конфликты и расколы. Некоторые из них оказались настолько стойкими, что их следы сохраняются до наших дней.
      Старообрядцы. Так, во второй половине XVII в. патриарх русской церкви Никон произвел реформу обрядов, чтобы приблизить их к греческой практике. Проведение Никоном реформы заключались в исправлении многочисленных неточностей, допущенных ранее при переводе религиозных книг с греческого языка. Исправления эти, как правило, не имели существенного значения. Например, имя сына Божьего стали писать «Иисус» вместо прежнего «Исус». Незначительны были и изменения обрядностей. Так, несколько сокращалась продолжительность церковных служб, вводилось почитание шестиконечного креста (до этого почитали только восьмиконечный), Креститься стали тремя, а не двумя пальцами и т. д.
      Эта мера вызвала бурную националистическую реакцию, и сторонники старых обрядов восстали против официальной церкви. В 1666 г. они были объявлены раскольниками. Эти сторонники старых обрядов – старообрядцы (или староверы) – пользовались большой популярностью в народе, однако затем распались на множество сект. Некоторые из них доходили до безумных крайностей (например, практика добровольной кастрации). Несколько позже, в начале XVIII в., интенсивные усилия по вестернизации (“озападниванию”) России, предпринимавшиеся царем Петром I, привели к тому, что старообрядцы объявили его антихристом, и многие из них погибли, протестуя против этого покушения на русские традиции. Мало-помалу многие староверы стали отвергать не только официальную церковь, но и вообще любую форму организации.
      В старообрядчестве выделилось несколько течений: поповщина (вместе с беглопоповщиной) и беспоповщина.
      Поповцы. Ближе всего к православной церкви стоят поповцы. Среди них выделяются единоверцы и последователи Белокриницкой иерархии. Единоверие возникло в результате компромисса между частью умеренно настроенных старообрядцев и православной церковью. Единоверцы сохранили свою старую обрядность, однако подчинились руководству со стороны православной церкви. В настоящее время единоверцев очень мало.
    Белокриницкая иерархия (название происходит от города Белая Криница в Буковине), в отличие от единоверцев, не связана организационно с православной церковью, хотя догматика и культ этой группы близки к православию. Особенно приблизились к православию так называемые «окружники», которые в начале 60-х годов XIX в. в специальном «Окружном послании» отказались от ряда положений, наиболее осуждаемых православной церковью. В настоящее время во главе Белокриницкой иерархии стоит архиепископ Московский и всея Руси.
      Беглопоповцы получили свое название от того, что приверженцы этого течения принимали священников, переходивших к ним из православия. Древлеправославная церковь, так официально называется бывшее беглопоповское течение, возглавляется архиепископом с резиденцией в городе Новозыбкове (Брянская область).
      Беспоповцы. Беспоповщина была ранее наиболее радикальным течением в старообрядчестве. Вместе с тем это была и наиболее фанатичная группировка, непримиримая ко всем инакомыслящим. По своему вероучению беспоповцы дальше других старообрядцев отошли от православия. Они отказались от священников, заменив их уставщиками и начетчиками. Был ликвидирован ряд таинств – крещение, покояние и причащение. Беспоповцы делятся на большое число групп, объединившихся в несколько толков: поморский, федосеевский, филипповский, бегунский (страннический), спасовский (нетовщина).
      Хлысты. Эта секта возникла в XVII в. как одно из ответвлений беспоповщины, однако по своей догматике сильно отдалилась от старообрядчества. Основой вероучения хлыстов является представление о возможности прямого общения человека со святым духом, возможности воплощения бога в наиболее праведных сектантов, ставших «достойными сосудами». Доводя себя во время своих радений до религиозного экстаза (так называемое «хождение в духе»), хлысты считают, что в таком состоянии происходит их общение со «святым духом». Люди, наиболее легко приходящие в иступление, почитаются хлыстами в качестве «христов», «богородиц», «пророков». Первоначально хлысты придерживались строгого аскетизма, позже некоторые из их заповедей (например, заповедь о воздержании от половой жизни) были отменены. Библия толкуется хлыстами «духовно», аллегорически. Основным же авторитетом в вопросах веры считаются проповеди «христов» и «пророков». В отличие от других сектантов, хлысты посещают православные церкви.
      Скопцы. Ответвлением хлыстовства является скопчество, возникшее в XVIII в. Для борьбы с «блудом» основатели скопчества решили применить кастрацию. Эта изуверская секта вербовала в свои ряды отчаявшихся крестьян, задавленных нуждой. Во главе же секты стояли представители купечества. Скопческие общины, или, как их называли, «корабли», эти руководители использовали для своего личного обогащения. Вероучение и обрядность скопцов сходны с хлыстовскими. Как и хлысты, скопцы посещают православные церкви. В то же время, в противоположность хлыстам, полностью отрицающим иконы, они почитают изображения своего «христа» – Селиванова, положившего начало этой секте, «богородицы», «пророков».
      Духоборцы. Секта духоборцев возникла во второй половине XVIII в. На первых порах ее деятельность носила в известной степени социально-политический характер. Духоборцы отказывались повиноваться церковной и государственной власти, старались вводить в своих общинах принципы христианского социализма. Однако на практике общины, основанные духоборцами, являлись средством эксплуатации рядовых сектантов руководителями секты. В отличие от хлыстов и скопцов, духоборцы полностью порвали с православием. Они не признают также Ветхий и Новый заветы, иконы, таинства, священников. Основы учения духоборцев изложены в состоящей из псалмов «животной книге», в которой помимо вероучения духоборчества излагается также история секты. У духоборцев, так же как и у хлыстов, существует культ руководителей секты, хотя степень их обожествления, несколько меньшая, чем в хлыстовстве. Должность руководителя секты передается по наследству. В противоположность хлыстам, духоборцы считают, что дух божий живет не только в руководителях, но и во всех верующих.
      Молокане. Молокане вышли из духоборческой среды во второй половине XVIII в. Их вероучение, по сравнению с духоборцами, носило более умеренный характер. Они признают Библию, однако толкуют ее иносказательно. Каждый верующий имеет право на самостоятельное толкование Библии. Бог рассматривается молоканами не как личность, а как дух, обнаруживающий себя в своих земных проявлениях. Они отказались от таинств или же сильно их упростили, отвергли священство. У молокан нет церквей, и моления происходят в обычных домах. Руководителями являются выборные старцы – пресвитеры.
      Субботники. Субботники образовали свою группу в конце XVII в. Они еще дальше отошли от традиционного христианства, чем молокане. Основу вероучения составляет Ветхий завет. Субботники приняли ряд иудейских обрядов, в частности обрезание и празднование субботы. Они не признают Христа богом, отрицают Троицу.
      Ильинцы. Ильинцы – секта, возникшая в конце XIX в., – сочетают в себе элементы христианства и иудаизма. Основателем секты был отставной артиллерийский штабс-капитан Н.А. Ильин. Члены этой организации отмечают иудейские праздники, практикуют обряд обрезания. Они отказались от христианских таинств, не признают святых. В основу вероучения было положено Откровение Иоанна с его идеей об армагеддоне (война бога Иеговы с царством Сатаны) и верой в установление тысячелетнего царства божьего на земле. Большое влияние на ильинцев в области догматики оказали работы западноевропейских мистиков. Свою работу они ведут на конспиративных началах.

    Используются технологии uCoz