Тадж Махал-СИМВОЛ ЛЮБВИ

  Горе правителя было столь же безграничным, как и его любовь. Его голова навсегда скорбно опустилась, волосы поседели,восемь дней он провел взаперти в своих покоях, без еды и питья, а когда наконец вышел, сгорбившийся и постаревший, объявил во всех своих владениях траур, во время которого запрещалась музыка, нельзя было носить яркую одежду, украшения и даже употреблять благовония и косметику. В память о жене Шах-Джахан поклялся построить усыпальницу, какой еще не видывал мир.
  Мерцающий белый мрамор Тадж-Махала хранит память о любви мужчины и женщины. Его симметрия и утонченность подобны совершенной жемчужине на фоне лазурного неба. Это не только самый известный мавзолей, но и одно из самых прекрасных сооружений на земле.
  На южном берегу реки Джамна неподалеку от города Агра стоит Тадж-Махал - наверное, самый замечательный памятник архитектуры в мире. Его силуэт хорошо знаком и для многих стал неофициальным символом Индии. Своей славой Тадж-Махал обязан не только прекрасной архитектуре, в которой поразительным образом сочетаются величие и изящество, но и связанной с ним романтической легенде. Мавзолей был построен в XVII веке правителем империи Великих Моголов Шах-Джаханом в память о любимой жене, чья смерть повергла" его в безутешное горе. Тадж-Махал -это непревзойденный по красоте символ преданной любви.
  Шах-Джахан, "повелитель мира" (1592-1666), правил империей Великих Моголов с 1628 по 1658 год. Он был признанным покровителем искусств, а также строителем, и в период его царствования империя достигла политического и культурного расцвета.
  Еще в 15 лет Шах-Джахан встретил и полюбил Арджуманд Бану Бегам, 14-летнюю дочь главного министра его отца. Это была красивая и умная девушка знатного происхождения - по всем статьям прекрасная партия для принца, но, увы, его ждал традиционный политический союз с персидской принцессой. К счастью, законы ислама позволяют мужчине иметь четырех жен, и в 1612 году Шах-Джахан женился на своей возлюбленной. Свадебная церемония могла состояться лишь при благоприятном расположении звезд. Поэтому Шах-Джахану и его невесте пришлось дожидаться целых пять лет, в течение которых они ни разу не виделись. Вскоре после свадьбы Арджуманд получила новое имя - Мумтаз-Махал ("избранница дворца").
  У Шаха Джахана, как его стали почтительно называть после восшествия на престол в 1628 году, был большой гарем, как и полагается такому высокому правителю. Но супруги так нежно любили друг друга, что французский врач, философ и путешественник Франсуа Бернье, проживший в Индии двенадцать лет, отмечал в своих записках, что Шах Джахан «не обращал внимания на других женщин, пока она была жива». Мумтаз Махал, единственная из жен сопровождала его даже в далеких военных походах, стойко перенося все тяготы вместе с мужем, единственный человек, которому он полностью доверял и даже советовался! Шах-Джахан прожил со своей любимой женой 19 лет, до 1631 года, вплоть до ее смерти. Она умерла при родах четырнадцатого ребенка.

ГРАНДИОЗНЫЙ ЗАМЫСЕЛ

  В 1632 году в столице империи Агре начались работы, и в 1643-м было закончено центральное здание Тадж-Махала, мавзолей. Но это всего лишь часть большого комплекса, включающего сад, две мечети и внушительные ворота (Ворота с 22 куполами – по числу лет строительства), которые сами по себе являются прекрасным архитектурным сооружением. В Тадж-Махале есть надпись, согласно которой строительство было завершено в 1648 году, но, судя по всему, и после этой даты работа продолжалась еще несколько лет.
  Осуществить столь грандиозный замысел за 20 с небольшим лет - замечательное достижение, но это стало возможным потому, что Шах-Джахан использовал все ресурсы своей империи: на строительстве трудилось около 20 000 рабочих, более 1000 слонов доставляли мрамор из каменоломни в 320 км от Агры. Другие материалы - и мастера, умеющие с ними работать, - прибывали из гораздо более отдаленных мест: малахит везли из России, сердолик - из Багдада, бирюзу - из Персии и Тибета.
  Мавзолей и две мечети из красного песчаника по бокам от него построены в вымощенном мрамором парке. В узком бассейне, вдоль которого растут темно-зеленые кипарисы, как в зеркале отражается мерцающий силуэт Тадж-Махала. Большой купол, формой напоминающий бутон цветка, возносится ввысь, прекрасно гармонируя с арками и другими, меньшими куполами, а также с четырьмя минаретами, которые слегка отклоняются в стороны от мавзолея, чтобы в случае землетрясения они не обрушились на него. Великолепие Тадж-Махала подчеркивается игрой света, особенно при восходе солнца и в вечерних сумерках, когда белый мрамор - то едва заметно, то сильнее - окрашивается в различные оттенки фиолетового, розового или золотистого цветов. А в дымке раннего утра словно сотканное из кружева здание кажется парящим в воздухе. Если снаружи Тадж-Махал поражает идеальной симметрией, то внутри восхищение вызывает тонкость мозаичных украшений. Центральное место в интерьере занимает восьмиугольное помещение, где за ажурной мраморной оградой, инкрустированной драгоценными камнями, стоят надгробия Шах-Джахана и его жены. Снаружи все залито ярким солнцем, а здесь на каждой поверхности играет мягкий свет, льющийся сквозь решетчатые окна и ажурные мраморные перегородки, то освещая, то постепенно скрывая в тени узоры драгоценной инкрустации.
  Мавзолей Тадж-Махал считается красивейшим сооружением в мире. Он внесен ЮНЕСКО в число памятников всемирного наследия человечества. Тадж-Махал защищен от коррозии по старинному косметическому рецепту. Особая смесь из земли, крупы, молока и извести издавна использовалась индийскими женщинами как средство ухода за кожей. Недавно индийские археологи использовали ее для удаления с белоснежного мрамора Тадж-Махала налета, образовавшегося вследствие промышленных выбросов в атмосферу. Рецепт, описанный в индийском источнике XVI веке, оказался столь действенным, что теперь его переняли и итальянские специалисты для очистки архитектурных памятников Рима и Флоренции. Кроме того, этот способ гораздо дешевле технологий, обычно применяемых для очистки зданий.
  "Строитель не был простым смертным, Ибо план сооружения был дан ему небесами"
Получить вдохновение с небес мог только сам император. Шах-Джахан собирался построить на другом берегу Джамны еще один мавзолей – точную копию Тадж-Махала, но только из черного мрамора, и соединить оба мавзолея ажурным черно-белым мраморным мостом, символизирующим любовь, которая переживет саму смерть. Свидетельством тому является Мэхтаб-баг (Лунный сад) на восточном берегу Джамны. Стена Мэхтаб-бага имеет примерно такую же длину, что и стена Тадж-Махала, видимая со стороны реки.
  Но в 1657 году, прежде чем успели начаться работы по возведению мавзолея, правитель заболел, а через год его жаждавший власти сын Аурангзеб сверг его с престола. Мавзолей стал делом жизни императора - он забыл о том, что владыке, желающему сохранить трон, нужно быть безжалостным, нетерпимым и коварным. Таким стал его сын Аурангзеб, храбрый воин и не знающий сомнений исламский фанатик: расправившись с братьями, он захватил власть отца. Точно неизвестно, где Шах-Джахан находился в заточении. Наиболее распространена легенда о том, что остаток жизни он провел в Красном форте, в Мусамман-бурдже – восьмиугольной башне, из которой хорошо виден Тадж-Махал. Башню Мусамман-бурдж, которая неизменно привлекает внимание посетителей Красного форта, кто-то из поэтов назвал "волшебной беседкой, парящей над мрачными крепостными стенами". Изо дня в день Шах-Джахан смотрел на другую сторону реки - там, на противоположном берегу Джамны, парила в воздухе его мечта, его любовь, воплотившаяся в белый мрамор, золото и самоцветы. Здесь на рассвете 23 января 1666 года Шах-Джахан и скончался, до последнего мгновения не отрывая взора от своего любимого творения. Следующим утром тело Шах-Джахана перевезли на барке к Тадж-Махалу, и он был погребен рядом со своей любимой женой, любовь к которой вдохновила его на создание этого шедевра.

Используются технологии uCoz