Религия
Ранние Формы
Христианство
  • Католичество
  • Православие
    Буддизм
  • Христианство


      Более миллиарда человек – четверть человечества – связывает себя с христианством. Эта религия, самая большая в численном отношении в мире, представлена на всех континентах и существует в самых различных культурных средах.
      Христианство (от греческого слова christos – «помазанник», «мессия») зародилось как одна из сект иудаизма в I в. н. э. в Палестине. Это изначальное родство и иудаизм – чрезвычайно важное для понимания корней христианской религии – проявляется и в том, что первая часть Библии, Ветхий завет, – священная книга как иудеев, так и христиан (вторая часть Библии, Новый завет, признается только христианами и является для них главнейшей). Распространяясь в среде евреев Палестины и Средиземноморья, христианство уже в первые десятилетия своего существования завоевало большое количество приверженцев и среди других народов.
      Возникновение и распространение христианства пришлось на период глубокого кризиса античной цивилизации, упадка ее основных ценностей. Христианское учение привлекало многих, разочаровавшихся в римском общественном устройстве. Оно предлагало своим приверженцам путь внутреннего спасения: уход от испорченного, греховного мира в себя, внутрь собственной личности, грубым плотским удовольствиям противопоставляется строгий аскетизм, а высокомерию и тщеславию «сильных мира сего» – сознательное смирение и покорность, которые будут вознаграждены после наступления Царства Божьего на земле.
      Однако уже первые христианские общины приучали своих членов думать не только о себе, но и о судьбах всего мира, молиться не только о своем, но и об общем спасении. Уже тогда выявился свойственный христианству универсализм: общины, существовавшие на всем пространстве Римской империи, ощущали свое единство. Членами общины могли стать люди разных национальностей, рас. Новозаветный тезис «нет ни еллина, ни иудея» провозгласил равенство всех верующих перед Богом и предопределил дальнейшее развитие христианства как мировой религии, не знающей национальных и языковых границ.
    Христианство ставит целью связать человека с Богом, однако эта связь основывается прежде всего на Откровении и Личности Иисуса Христа.

    Иисус Христос

      Иисус – вполне реальное историческое лицо. Родился в 4 г. до н. э. в Вифлееме, центре всех христианских деноминаций, для которых Он одновременно и смысл их существования, и основатель, и пример для подражания. Более того, для христиан Он является Богом – Богом, сознательно пожелавшим жить на Земле, несмотря на все тяготы человеческого существования.
      Сам Иисус был со стороны матери дальним потомком Давида – древнего царя Израиля. Он был рожден в крайней бедности, во время путешествия его родителей, вызванного объявленным римскими оккупантами призывом на военную службу.
    Его мать – Мария, совсем молодая девушка безупречной репутации, – оказалась беременной, хотя и не вступала ни с кем в половую связь, и мужчина, которого ее семья выбрала ей в мужья, – Иосиф – вместо того, чтобы отвергнуть ее в соответствии с обычаями эпохи, поверил в сверхъестественность этого зачатия.
      Нужно напомнить, что еврейский народ, часто преследуемый могущественными соседями, жил в ожидании Спасителя, Освободителя, который, по мнению некоторых, должен был даже восстановить политическую и военную независимость Израиля. Этот столь нетерпеливо ожидаемый человек должен был стать Мессией, т. е. «указанным Богом», «помазанником Божьим».
      Христиане считают, что Иисус был Богом, зачатым Богом и выношенным Марией, Матерью Божьей – т. е. Его рождение уникально и сверхъестественно. Это сверхъестественное рождение Иисуса признается также и мусульманами.
      Иисус показывал, как проявляется Любовь, доведенная до своих логических пределов. Именно в этом Он не столько отменил заветы иудаизма, сколько превзошел их. Вместо закона возмездия «Око за око, зуб за зуб» Он предлагает помощь, говоря: «Если ударят тебя по правой щеке, подставь левую» и даже «Если глаз твой искушает тебя на злые дела, вырви его».
      В контексте насилия той эпохи, когда евреи в оккупированной римлянами Палестине ожидали прихода Мессии-Освободителя, Иисус не мог быть ожидаемым лидером восстания. Римляне должны были быть счастливы найти среди порабощенного населения столь радикального пацифиста, однако демагогия заставила их принести Его в жертву требованиям озверевшей толпы.
      В результате Иисус, посланник бесконечной Любви, был казнен как уголовный преступник, что должно было бы поставить точку в пропагандируемых им утопиях. Можно ли представить себе более мучительную неудачу для человека, который словами Своими так старался установить новые отношения между людьми?
    Его ученики, парализованные страхом и разочарованием, были не в состоянии действовать. Однако три дня спустя после казни, в соответствии с тем, что говорилось в Библии о Мессии, произошло невероятное – Воскресение.
      В течение 40 дней, от Пасхи до Вознесения, Иисус показывался живым в различных ситуациях и при большом количестве свидетелей. Один из Его учеников – Фома – не мог в это поверить и должен был дотронуться до Него, чтобы убедиться в этом чуде. В то же время речь не шла о возврате к жизни в той форме, в какой мы ее знаем, так как Его тело было как бы свободно от всех ограничений. Он мог внезапно появиться в полностью закрытом помещении, не будучи при этом нисколько похожим на призрака. Так внезапно сама Его смерть превратилась в убедительное доказательство истинности Его учения. Это убедило Его учеников, что смерть есть лишь переход в потусторонний мир, где Христос предшествует нам.
      Иисус Христос ничего не говорит о том, в чем же заключается это потустороннее счастье. Скептики могут сказать, что все это просто обман; но обычно прибегают к обману, чтобы получить какую-то выгоду, а Иисус Христос никогда не искал чего бы то ни было лично для Себя. Вероятнее всего, это счастье не поддается никакому описанию, однако можно думать, что если бы такое описание существовало, оно выглядело бы чем-то вроде рекламы, которая влияла бы на наш выбор и тем самым нарушала бы нашу свободу.
      Другой примечательный факт. Иисус Христос не обращал никакого внимания на социальные табу: он подходит к чужим людям, сборщикам податей, проституткам и даже солдатам римской оккупационной армии с той же любовью, что и к самым близким Своим друзьям. Единственные, кого он отвергает, – это лицемеры, которые за социальным конформизмом прячут черствое сердце.

    Церковь

      1. Церковь - храм в христианстве. Как минимум, церковь состоит из алтарной части, ориентированной на восток (молящиеся, смотря на алтарь, смотрят на восток) и примыкающего к нему помещения для молящихся.
    Обычно церковь состоит из нескольких взаимосвязанных частей: Капелла, Крипта, Придел, Трапезная.
      Главная церковь города или монастыря обычно называется собором.
      2. Вся совокупность христиан образует церковь. Все христиане признают, что церковь является единой, однако не все они представляют себе ее одинаково. Разумеется, они считают, что существует только одна истина и она заключена в учении Иисуса Христа. Однако это учение совершенно не похоже на свод законов. Сам Иисус Христос сумел удержаться от того, чтобы написать что-либо – совершенно необходимая предосторожность – благодаря ей Его учение сохраняло достаточную гибкость и приспособляемость в течение столетий. Он показал человечеству пример поведения, полностью ориентированного на Любовь к каждому из людей: и потому каждый христианин должен использовать свою свободу и свою совесть, чтобы сознательно адаптировать свое поведение к конкретным жизненным ситуациям, вдохновляясь примером Иисуса Христа.
      Подчас забывая о том, что жизнь христианина состоит прежде всего в подражании Христу, богословы принимались расшифровывать Писание, как если бы речь шла о чисто схоластическом толковании текстов. Им, по-видимому, удалось обнаружить там целый ряд скрытых сокровищ, которые очень часто оказывались экстраполяциями или интерполяциями того, что было сказано на самом деле.
      Понятно, что такого рода интеллектуальные упражнения привели к различиям во взглядах разных богословов и вызвали к жизни бесконечные споры между специалистами. Если добавить к этому социальные различия, а также личные и политические амбиции, от которых не свободны и служители церкви, то не приходится удивляться разнообразию тенденций и движений, возникших и продолжающих возникать в лоне Христовой Церкви.
    Менее чем за одно последнее столетие возник целый ряд религиозных движений, ссылающихся на Иисуса Христа, доктрина которых не вполне ортодоксальна. Кроме того, некоторые доктринальные решения Рима неизбежно приводили к реакции отторжения со стороны части католиков, которые иногда отрывались от своих корней: янсенизм в XVIII в., провозглашение непогрешимости папы в 1870 г. (отделение старокатоликов) и др. Уже в наши дни Второй Ватиканский Собор вызвал противодействие некоторых католиков, например аббата Нантского (католическая контрреформа), и раскол с «интегристами» Лефевра.
      Тем не менее в численном отношении эти движения остаются крайне незначительными и не создают массовых беспорядков в церковном мире, как это было когда-то.
      В течение почти двадцати веков своей бурной истории христианство, по сути, никогда не отождествляло себя с какой-либо политической, культурной или социальной системой. Его распространение есть прежде всего результат страстного стремления истинных христиан донести слово Божье до других людей. Часто политический экспансионизм христианского государства поддерживал силой оружия усилия миссионеров с двусмысленной целью достичь своих целей, одновременно послужив делу веры. Однако еще чаще христиане, вооруженные только силой убеждения и своей верой, отправлялись нести далеким народам свою веру и надежду, которую дал им Иисус Христос – Сын Божий. Их учение часто отвергалось, а сами они подвергались преследованиям. Затем, постепенно, это учение любви доходило до людей, оно утверждалось, оно превратилось в универсальную ценность, неотъемлемую часть многих философских систем, которые не всегда осознают, до какой степени христианство прямо или косвенно наложило свой отпечаток на все человечество.

    Используются технологии uCoz